1. Потому что удобно. Открытая выкладка товара в виду своей доступности кроме привлечения добросовестных покупателей привлекает и лиц, идущих совершить кражу.
2. Потому что не всех ловят. По мировой статистике раскрывается только каждая 7 кража. При этом чтобы раскрыть, нужно как минимум зафиксировать, с чем также бывают большие сложности. Несмотря на технический бум не на всех торговых объектах в РФ установлено видеонаблюдение. Должное видеонаблюдение, позволяющее автоматически распознать лица, установлено буквально на единичных торговых центрах.
3. Потому что не связываются. На некоторых объектах ритейла существует практика, когда при задержании воров их не передают в полицию. Пытаются самостоятельно наказать, обычно вымогательством с воров в виде штрафа различной кратности украденной сумме. По мнению большинства специалистов в сфере безопасности ритейла подобная практика (украл – поймали — откупился) сокрытия преступления только способствует хищениям. Стоить отметить, что после резонансного случая с маслом в ТС «Магнит», произошедшего в феврале 2015, многие торговые сети пересмотрели свое отношение к группе «Забывчивый покупатель» (лица преклонного возраста, инвалиды, несовершеннолетние, беременные), предпочитая не связываться.
4. Потому что довести жулика до приговора — затратное мероприятие.Временные, финансовые затраты на привлечение к ответственности магазинного вора, так называемая волокита, зачастую бьет по рукам заявителям, отбивая желание поиска справедливости. Количество отказных материалов для возбуждения дел, вынесенные сотрудниками полиции по надуманным поводам также снижает веру в неотвратимость наказания. Пример отказа в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления Межмуниципальный отдел МВД России «Камышловский». Из фабулы постановления: «…решил не ждать, взять продукты без оплаты, а деньги принести на следующий день, т.е. умысла на хищение у него не было. После того как выходил из магазина, увидел, что за ним бежит женщина и он рефлекторно побежал, уже на улице женщина его догнала и забрала корзину, после чего сразу же вызвала полицию».
5. Потому что строго не наказывают. Преступление представляет собой форму делинквентного (преступного) поведения человека. Преступление включает в себя два компонента: запрещение совершения деяния и угрозу применения наказания, если деяние будет совершено. Наказание, таким образом, является социальным последствием преступления. 21 июня 2016 годаГосдума приняла в окончательном чтении законопроект о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса РФ, в том числе и статьи мелкое хищение. Сообразно документу, вначале за такое правонарушения гражданин будет подвергаться административной ответственности. В случае повторного нарушения в течение года это будет квалифицироваться будто уголовное преступление. (Что безусловно правильно!) Кроме того, проект закона предполагает возмещение ущерба как новое основание для освобождения от уголовной ответственности. В этом случае на нарушителя будет налагаться судебный штраф. Повышается размер суммы хищения имущества, после которой наступает уголовная ответственность, с одной до двух с половиной тысячи рублей. По мнению специалистов в сфере безопасности ритейла повышение порога наступления уголовной ответственности до 2 500 рублей в разы повысит потери торговых объектов.
Сейчас реальные уголовные наказания за кражу по ст. 158 УК РФ чаще сводятся к назначению незначительного штафа или обязательных работ. Это безусловно не формирует страх возможного и неотвратимого наказания и не является сдерживающим фактором.
6. Потому что модно. Не стоит списывать со счета и модное направление «Шоплифтинг», когда иностранным словом подменяются банальные магазинные кражи. Распространено данное направление в социальной группе 13-25 лет, популяризируясь в интернете через выделенные сайты и страницы в социальных сетях, которые обучают методам совершения магазинных краж и ухода от ответственности, предлагают специальные виды снаряжения для краж от технических средств глушителей сигналов, съемников защиты до фольгированных сумок. Часто кражи совершаются для испытания некоего азарта в процессе воровства.
Можно привести и другие причины краж в Российских магазинах — от сложной экономической ситуации до воспитания и одобрения обществом противоправных действий. Стоит отметь, что в первую очередь воруют там, где это позволяют!
Пропустим вопрос «КТО ВИНОВАТ?» И сразу перейдем к рекомендациям «ЧТО ДЕЛАТЬ!»
• Объединять усилия служб безопасности торговых объектов и сотрудников полиции;
• Оборудовать торговые объекты современными системами безопасности;
• Привлекать к охране профессиональные охранные организации;
• Вести пропаганду недопустимости магазинных краж;
• Включать персонал в систему профилактики хищения;
• Принципиально отстаивать законные права на привлечение к ответственности лиц, совершивших хищения;
• Участвовать через профессиональные объединения, общественные организации в законопроектах, направленных на минимизацию преступности на объектах ритейла.
Примером в этом направлении может служить реализуемая комплексная программа профилактики магазинных краж в Свердловской области «СТОП Шоплифтер», которая объединяет усилия специалистов по безопасности торговых объектов и сотрудников МВД. Оперативный обмен информацией, координация действий, системная работа по фиксации и профилактике преступлений, контроль статусов, зарегистрированных происшествий — залог успешной работы. Вводятся и инновационные ресурсы, такие как система распознания лиц, автоматизированное оповещение. Все это позволяет эффективно выявлять и пресекать преступления на объектах ритейла. Безусловно свести воровство к нулю не получится, но вот минимизировать потери – вполне реально.
Константин Сергеев (г. Екатеринбург)
Руководитель некоммерческого партнёрства «Союз руководителей служб безопасности Урала», Член экспертного совета по экономической безопасности и управлению рисками КС НСБ РФ.